НАТА МАХА

Меню сайта
Категории раздела
Мои статьи [89]
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 17
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Главная » Статьи » Мои статьи

Все о нашей памяти (отрывок из лекции)

«…вообрази, что в наших душах есть восковая дощечка, у кого-то она побольше, у кого-то поменьше, у одного – из более чистого воска, у другого – из более грязного или более жесткого, а у некоторых он помягче, но есть  у кого и в меру… … подкладывая его под наши ощущения и мысли, мы делаем в нем оттиск того, что хотим запомнить из виденного, слышанного или самими нами придуманного, как бы оставляя на нем отпечатки перстней. И то, что застывает в этом воске, мы помним и знаем, пока сохраняется изображение этого, когда же оно стирается или нет уже места для новых отпечатков, тогда мы забываем и больше уже не знаем.

Слова Сократа

Платон

«ТЕЭТЕТ»

 

Итак, по словам Сократа – память – это восковая дощечка.  Фрейд определял память как «комнаты в доме», Миллер  «сундуком с барахлом», Найссер «реконструкцией динозавра», Прибрам «голограммой».

Я помню, мне было лет восемь. Лето я проводила на даче у бабушки и дедушки.  В один из дней меня посетило озарение: я не помню того, что происходило неделю назад. Меня это страшно напугало, и я стала судорожно запоминать все, что находилось вокруг меня. Я до сих пор помню этот день, помню, что крыльцо было желтого цвета, а оконное стекло было замазано специально замазкой, чтобы не продувало. 

Чуть позже я стала вести дневник, описывая каждый свой день, чтобы эти дни моей жизни остались хотя бы на бумаге.

Совсем недавно я разучивала на гитаре пьесу. Затем вторую. Пока я разучивала вторую пьесу, первая пьеса напрочь исчезла из моей памяти. Я смогла довольно быстро вспомнить по нотам забытое, но все равно меня это страшно напугало.

Сегодня  я размышляю о том, насколько действительно важно помнить досконально все то, что было, какие-то ненужные для моей жизни факты и события. Или все же важнее проживать каждый момент жизни наполнено и с гармонией? Для чего нужно помнить и знать? Чтобы блеснуть где-то знанием? Или есть более значимые причины памяти.

Давайте разберемся.

Определенно,  что память характеризует человека, и по ней определяют человека как индивида, субъекта деятельности, личностью, индивидуальностью. Психологи говорят, что характеризуя память, мы описываем психику в целом.

Ни одна функция человека не может быть осуществлена без участия памяти!

Память – это процесс, который никогда не прекращается в психике человека. С другой стороны память – это бессознательный процесс, который открывается лишь через свои «продукты».

Память имеет свойства:

- многоуровневость;

- динамичность;

- развиваемость;

- иерархичность;

- открытость по отношению к образованию новых связей.

С ХII века в Европе стало популярным использование мнемонических приемов. 

Грегор фон Фейнегель в начале 19 века сочетал в своей системе запоминания метод размещения, образы и видоизмененный метод слов-вешалок.

Шершевский С.Д. – яркий пример выдающейся памяти. Был профессиональным мнемонистом. (Мнемонистика – это когда, например, чтобы запомнить стих, мы учим определенный ряд чисел, а затем эти числа помогают вспоминать текст). Мог без ошибки воспроизводить списки до 70 слов за 35-40 секунд.  30 чисел от 2.5 до 3 секунд.

В 1971 году латвиец V.P. , жил недалеко от Шершевского, имел необычно обширную память. К 5 годам мог запомнить карту улиц Риги. В 10 лет знал на память 150 стихотворений. Уже во взрослом возрасте мог воспроизвести 48 чисел. На их запоминание требовалось 4 минуты. А спустя 2 недели мог воспроизвести их снова со сто процентной точностью.

Профессор математики из Эдинбургского университета Эткин мог дважды прочитать 25 слов, а спустя 27 лет, начиная с двух слов постепенно воспроизвести весь список.  Так же он обладал цифровыми способностями. Услышав число 1961, он тут же говорил, что это произведение 37 на 53.

Колхард и Глик «говорили назад». Любые слова читали наоборот.

В книге Евгения Водолазкина «Чагин» описывается человек с выдающейся памятью, который мог воспроизвести дословно только что прочитанный текст.

Давайте же разберемся, как устроена память.

Под памятью мы подразумеваем ряд процессов – это запоминание и затем последующие узнавание, воспроизведение.

Что помогает нам запоминать?

Нам говорят:  «представьте себе». Что мы делаем? Представление – это, по словам Сергея Леонидовича Рубинштейна, - воспроизведенный образ предмета, основывающийся на нашем прошлом опыте.

Память как психический процесс характеризуется мнемическми действиями и мнемическими операциями: запоминание, забывание, воспроизведение, узнавание.

Долгое время ученые связывали процесс запоминания с ассоциативными связями.  Это действительно очень важный фактор, но не единственный.

Помимо ассоциативных связей в психике человека  важную роль играют смысловые связи. Выучить список слов, связных между собой намного легче, чем, если слова не имеют друг другу никакого отношения.

Структурная оформленность материала также помогает запоминанию. Стихи учить гораздо легче, чем прозу.

Не маловажным моментом является установка на запоминание.  В начале лекции я рассказала, как поставила себе задачу запомнить день,  про который я помню до сих пор.

Нам помогают запоминать эмоции. Моменты жизни, окрашенные эмоционально чаще остаются в памяти.

Большим вопросом является взаимоотношение произвольного и не произвольного запоминания.  Установка на запоминание не всегда является решающей в том, что именно остается в памяти. Например, я лучше запоминаю, что говорил человек, чем те даты и события, которые я учила специально.

Ученые выявили, что запоминается и осознается лучше то, что составляет цель нашего действия.  Любой учебный процесс лучше всего организовать таким образом, чтобы запоминание происходило во время того, как обучаемый занят непосредственно данным процессом.

Почему мы забываем некоторые вещи? Чаще всего это зависит  от личности человека. Забывание носит избирательный характер, не всегда осознается самим человеком.

Виды памяти:

- моторная (привычки);

- образная память (зрительная, слуховая, осязательная);

- память на мысли (логическая);

- память на чувства (аффективная).

Какой именно используется вид памяти, зависит от характера деятельности, в ходе которой совершается запоминание.

Различают произвольное и не произвольное запоминание.  Механическое и смысловое.

Память у людей имеет ряд типологических особенностей.

Одни люди лучше запоминают зрительно, другие на слух, третьи через движение.  Одни запоминают быстро, другие медленно. Одни могут запомнить много, другие мало. Одни могут запомнить точно, другие менее точно. Много зависит от того, какое отношение человека к тому, что он запоминает.

Как устроена система памяти.

Процесс запоминания состоит из трех этапов:

1 – сенсорная вспышка.  Происходит поступление информации.  Восприятие информации, которое ведет к первичной нейронной популяции.

2- Информация переходит в кратковременное хранилище (длится всего 30 секунд), по аналогии ее сравнивают с оперативной памятью компьютера.  Происходит поддержание данной группы нейронов, вовлечение активирующих систем мозга и распространение активности на другие отделы мозга.

3 – Часть информации переходит в долговременное хранилище, а часть исчезает.  Усиливается процесс синтеза нуклеиновых кислот и белков в нервных клетках.

4. Долговременная память – молекулярные изменения биохимических систем в определенных нейронных популяциях.

5. Извлечение информации – нервные механизмы этой стадии пока не известны. 

Процесс управления памятью.

Существуют приемы, которые могут помочь нам запоминать:

- повторение;

-кодирование (берется некоторая информация из долговременного хранилища и соединяется с образом);

- группировка (информация группируется на смысловые части);

- объединение в информационные отрезки.

Принцип повторения.

Первое повторение в промежутке между 10 и 30 минутами после того, как что-то выучили.

Второе повторение в промежутке между одним и двумя часами.

Третье повторение за пару часов до экзамена.

«В качестве гипотезы можно предположить, что  память порождается взаимоотношениями личности с окружающим миром, социумом, а формируется с помощью мозга.

Распад высших психических функций обусловлен не непосредственно поражением какого-либо участка мозга, а нарушением принципа интимного взаимодействия мозга и психического процесса».

Л. В. Черемошкина «Психология памяти»

Мысль Выготского, что память представляет собой деятельность «в полном смысле этого слова» легла в основу многих работ.

Мой опыт работы с детьми и взрослыми показывает, что лучше всего запоминаются и стихи и проза, когда мы представляем образ того, что нам необходимо запомнить. Мои дети учили со мной стихи. Мы представляли и даже разыгрывали то, о чем описывалось  в стихотворении. Причем, отлично учились стихи, как на русском, так и на английском языке.

Для развития памяти необходимо развивать образную сферу мышления. Лучше всего ее развивает чтение текстов. Когда мы читаем, мы представляем то, что читаем (в отличии от кино, любого видео, где нам предлагают готовые образы).

 

Категория: Мои статьи | Добавил: Леончик (10.12.2023)
Просмотров: 17 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Форма входа
Поиск
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz

  • Copyright MyCorp © 2024
    Бесплатный хостинг uCoz